Среда, 22.11.2017, 21:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Лев Толстой: ГОЛОС ИСТИНЫ ИЗ ЯСНОЙ ПОЛЯНЫ

АудиоПУБЛИЦИСТИКА --Ч 6

КОНЕЦ ВЕКА

DbQHCL7cDA02v_ex_16_01_b

ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ АРХИВА С АУДИОЗАПИСЬЮ СТАТЬИ:

Л.Н. Толстой. КОНЕЦ ВЕКА (1906).zip — Яндекс.Диск

(Приятного прослушивания! Качество начитки и записи -- домашн. любит.)

   ОТРЫВКИ ИЗ СТАТЬИ И КОММЕНТАРИЙ:

   19 сентября 1905 г. Толстой записывает в Дневнике: "Совсем кончил "Конец века" и редко был так доволен тем, что написал. Это поймут меньше, чем что-либо из того, что я писал, а между тем это оставит след в сознании людей". 
   Действительно, статья "Конец века" -- одно из актуальнейших сочинений Л.Н. Толстого-публициста и христианина, которая ещё и не прочитана с должным вниманием в России, а не только не осмыслена...
   Народная революция, убеждён Лев Николаевич, уничтожит государства, эксплуатацию и всю буржуазную цивилизацию и вернёт человека в природосообразные и угодные Богу естественные условия жизни в гармонии с природой, окружающей и своей, телесной и духовной. Поражение России в русско-японской войне — радостное свидетельство начала крушения Российского буржуазного государства, которое, в свою очередь, свидетельствует о грядущей гибели всей буржуазной садо-некрофильской цивилизации евро-американского образца. Русским, христиански-верующим трудящимся пора понять, что "государство, отечество есть фикция", повиновение правительству - зло и грех — и брать инициативу революции в свои руки!

Статью удалось опубликовать в 1906 г. не только в Англии, но и в России, в издательстве "Обновление".

* * * * *

Глава I. Конец века, уничтожение старого.Признаки и причины.

   Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения. В Евангелии сказано, что при таком переходе от одного века к другому будут всякие бедствия: предательства, обманы, жестокости и войны, и по причине беззакония охладеет любовь. Я понимаю эти слова не как сверхъестественное пророчество, а как указание на то, что когда та вера, тот склад жизни, в котором жили люди, будут заменяться иным, когда будет отпадать отжившее старое и замещаться новым, неизбежно должны будут происходить большие волнения, жестокости, обманы, предательства, всякого рода беззакония, и вследствие этих беззаконий должна охладеть любовь, самое важное и нужное для общественной жизни людей свойство.
Это самое и совершается теперь не только в России, но во всём христианском мире <...>
Внешние признаки этого я вижу в напряженной борьбе сословий во всех народах, в холодной жестокости богачей, в озлоблении и отчаянии бедных; бессмысленном, всё растущем вооружении всех государств друг против друга; в распространении неосуществимого, ужасающего по своему деспотизму и удивительного по своему легкомыслию учения социализма; в ненужности и глупости возводимых в наиважнейшую духовную деятельность праздных рассуждений и исследований, называемых наукой; в болезненной развращенности и бессодержательности искусства во всех его проявлениях; главное же не только в отсутствии в имеющих наибольшее влияние на других какой бы то ни было религии, но в сознательном отрицании всякой религии и замене ее признанием законности подавления слабых сильными и потому в полном отсутствии каких бы то ни было разумных руководящих начал в жизни.   
Таковы общие признаки... Временные же исторические признаки или тот толчок, который должен начать переворот, — это только что окончившаяся русско-японская война и одновременно с нею вспыхнувшее и никогда прежде не проявлявшееся революционное движение среди русского народа.   
 Разгром русской армии и флота, разгром русского правительства не есть только разгром армии, флота и русского правительства, а признак начинающегося разрушения русского государства. Разрушение же русского государства есть, по моему мнению, признак начала разрушения всей лжехристианской цивилизации. Это конец старого и начало нового века. 

II. Значение победы японцев.

... Япония теперь едва ли не самая могущественная в мире на суше и на море военная держава; и это так, во-первых, потому, что все те научные технические усовершенствования, которые давали преимущество в борьбе христианским народам над нехристианскими, усвоены японцами (вследствие их практичности и той важности, которую они приписывают военному делу) много лучше, чем-то было сделано народами христианскими; во-вторых, потому, что японцы по природе своей более храбры и равнодушны к смерти, чем теперь христианские народы; в-третьих, потому, что тот воинственный патриотизм, совершенно несогласный с христианством, который с таким усилием вводился и поддерживался христианскими правительствами среди своих народов, живет до сих пор во всей своей нетронутой силе среди японцев; в-четвертых, потому, что, рабски подчиняясь деспотической власти обожествляемого микадо, сила японцев более сосредоточена и объединена, чем силы народов, переросших свое рабское подчинение деспотизму. Одним словом, японцы имели и имеют огромное преимущество: то, что они не христиане.   
Как ни извращено среди христианских народов христианство, оно, хотя смутно, но всё же живет в их сознании...
   ...Необходимое превосходство в военном деле нехристианских народов над христианскими с полной очевидностью проявилось в блестящей победе японцев над русскими.
   ...Вся эта внешняя культура, которая казалась им <христианским народам. - Р.А.> каким-то особенно важным результатом вековых усилий христианского человечества, есть нечто очень неважное и столь ничтожное, что никакими особенными высшими духовными свойствами не отличающийся японский народ, когда ему понадобилось, в несколько десятков лет усвоил себе всю научную мудрость христианских народов, с бактериями и взрывчатыми веществами включительно, и так хорошо сумел практически применить эту мудрость к практическим целям, что стал в применении этой мудрости к военному делу и в самом военном деле, столь высоко ценимом христианскими народами, выше всех христианских народов.
...Христианские правительства исходом этой войны самым очевидным образом приведены к необходимости еще усиливать и так задавившие своими расходами их народы военные приготовления и, удвоив эти вооружения, всё-таки сознавать, что со временем подавленные ими языческие народы, так же как японцы, обучившись военному искусству, свергнут их иго и отомстят им. <...>
Победа эта показала, что, занимаясь увеличением своей военной силы, христианские народы делали дело не только противное тому христианскому духу, который живет в них, но и безнравственное и глупое дело, такое, в котором они, христианские народы, должны всегда быть превзойдены и побеждены нехристианскими народами. Победа эта показала христианским народам, что все то, на что их правительства направляли свою деятельность, было губительно для них и напрасным истощением их сил и, главное, приготовлением для себя более могущественных врагов среди нехристианских народов.
 Война эта самым очевидным образом показала, что сила христианских народов никак не может быть в противном духу христианства военном могуществе и что если христианские народы хотят оставаться христианскими, то усилия их должны быть направлены никак не на военное могущество, а на нечто другое: на такое устройство жизни, которое, вытекая из христианского учения, давало бы наибольшее благо людям не посредством грубого насилия, а посредством разумного согласия и любви.

<Не услышали? не вняли, сволочи? Вот и воюйте теперь тупо, бесконечно, с "международным терроризмом", который сами и породили, и вооружили! - Р.А.>

  III. 
Сущность революционного движения в России.

Действительная же свобода достигается не баррикадами, не убийствами, не какими бы то ни было новыми насильническими учреждениями, а только прекращением повиновения людям <т.е. любому насильническому правительству. - Р.А.>.

IV. Основная причина предстоящего переворота.

      
Основная причина предстоящего переворота, как и всех бывших и будущих революций, — религиозная. (...)
      Извращение высшего закона взаимного служения и заповеди непротивления, данной христианством для возможности осуществления этого закона, — в этом основная религиозная причина предстоящего переворота.

<Церковное извращение спасительного учения Христа, превращение христианства в религию поклонения Христу как Богу, без должного руководства поведения -- величайшее легкомыслие человечества, без преувеличения -- самоубийственное! - Р.А.>

  V. Последствия непринятия заповеди непротивления.
Учение христианское показывало, что свободен может быть только человек, целью своей ставящий исполнение высшего, общего всему человечеству закона взаимного служения, для которого не может быть препятствий. Учение это показывало, что единственное средство как для уменьшения в мире насилия, так и для достижения полной свободы, eсть только одно: покорное, без борьбы, перенесение какого бы то ни было насилия. <...>

"И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. X, 28).
      Принявшие это учение во всем его значении, повинуясь высшему закону, были свободны от всякого другого повиновения. <...>
Когда же целые народы, жившие в установленном и поддерживаемом насилием государственном устройстве, были посредством внешних обрядов крещения признаны христианами, отношение христиан к власти совершенно изменилось.  ...Сделалось то, что люди-христиане, вместо свободы, провозглашенной Христом, вместо того чтобы считать, как это и было прежде, своим долгом переносить всякое насилие, но не повиноваться никому, кроме Бога, и быть свободными, стали понимать свои обязанности совершенно обратно: стали считать для себя позорным переносить без борьбы насилия (честь) и считать священнейшей обязанностью повиноваться власти правительств и стали рабами. Воспитываемые в этих преданиях, они не только не стыдились своего рабства, но и гордились могуществом своих правительств, как всегда рабы гордятся величием своих господ. <...>
     ...Член же конституционного государства всегда раб, потому что, воображая, что он участвовал или может участвовать в своем правительстве, он признает законность всякого совершаемого над ним насилия, повинуется всякому распоряжению власти.
    Так что главным последствием непринятия заповеди непротивления, кроме бедствия всеобщего вооружения и войн, было еще все большее и большее лишение свободы людей, исповедующих извращенный закон Христа.

VI. Первая внешняя причина предстоящего переворота 
Престиж власти разрушен, и перед русскими людьми нашего времени, перед огромным большинством их, возник во всем великом значении вопрос о том, должно ли, следует ли повиноваться правительству. 

 VII. Вторая внешняя причина предстоящего переворота
 <Обезземеление народа, крестьян>

VIII. Каково будет положение людей, отказавшихся от повиновения?
...Уничтожение искусственных соединений больших государств вследствие того, то люди покорно, без борьбы, подчиняясь всякому насилию, перестанут повиноваться правительству, не представляет ничего страшного, и если и когда совершится, сделает только то, что среди таких людей, не признающих своей принадлежности к государству, будет меньше насилия, меньше страданий, меньше зла и что таким людям будет легче жить согласно тому высшему закону взаимного служения, который уже столько веков тому назад был открыт людям и понемногу все более и более входит в сознание человечества.

IX. Какая деятельность людей будет содействовать предстоящему перевороту.
...Если люди городских сословий хотят действительно служить совершающемуся великому перевороту, то первое, что они должны сделать, — это то, чтобы оставить ту жестокую революционную, неестественную, выдуманную деятельность, которой они теперь заняты, и, поселившись в деревне и разделяя труд народа, постараться, научившись от него его терпению, равнодушию и презрению к власти и, главное, трудолюбию, служить ему своими, если понадобится, книжными знаниями в разъяснении тех вопросов, которые неизбежно возникнут при упразднении правительства, не только не возбуждать его, как они это теперь делают, к насилию, а, напротив, удерживать его от всякого участия в насильнической деятельности, от всякого повиновения какой бы то ни было насильнической власти. 

   X. Устройство общества, освободившегося от насильнического правительства. 
...Русским людям не нужно при упразднении правительства выдумывать те новые формы общежития, которые должны были бы заменить прежние. Такие формы общежития существуют среди русского народа, всегда были свойственны ему и вполне удовлетворяют его требованиям общественной жизни.
Формы эти — это мирское, при равенстве всех членов мира, управление, артельное устройство при промышленных предприятиях и общинное владение землей.
    Русскому народу, земледельческому народу, огромному большинству, надо, продолжая жить, как он живет теперь, земледельческой, общинной жизнью, не участвовать в делах правительства и не повиноваться ему.
  
Чем больше будет держаться русский народ такого свойственного ему общежития, тем менее будет возможно вмешательство в его жизнь правительственной, насильнической власти и тем легче будет упразднена эта власть, все менее и менее находя поводов к вмешательству и все менее и менее находя помощников для исполнения своих дел насилия.

XI. Что станется с цивилизацией?
Пора людям высших классов понять, что то, что они называют цивилизацией, культурой, есть только и средство и последствие того рабства, в котором малая часть нерабочего народа держит огромное большинство работающих. 
Разумная и добрая жизнь ведь только в том и состоит, что человек или люди выбирают из многих всегда предстоящих им поступков или путей тот, который более разумен и добр. 
...Сейчас, не откладывая это в далекое будущее, отказаться от части или хоть от всех тех благ, которые выработала эта цивилизация для немногих, если только эти блага мешают освобождению большинства людей от их нужды и рабства.

ХII. Свободы и свобода.
    <ОЧЕНЬ идейно важная глава, которую рекомендую внимательно, не один раз, прочитать или прослушать.
   Настоящая свобода обретается уничтожением повиновения человека человеческой власти и насильнических правительств, а не насильственной же или парламентской борьбой за "гражданские" (т.е. рабов!) "свободы". - Р.А.>

 Заключение.

   Жизнь людей только в том и состоит, что время дальше и дальше открывает скрытое и показывает верность или неверность пути, по которому они шли в прошедшем. Жизнь есть уясняющееся сознание ложности прежних основ и установление новых и следование им. Жизнь человечества, так же как отдельного человека, есть вырастание из прежнего состояния в новое. Вырастание же это неизбежно сопровождается сознанием своих ошибок и освобождением от них.
Но бывают времена, когда в жизни как отдельного человека, так и всего человечества, сразу открывается ясно та ошибка, которая сделана была в направлении прошедшего, и выясняется та деятельность, которая должна исправить эту ошибку. Это времена революций. И в таком положении находятся теперь христианские народы. 

Большинство русских людей ясно видят, что причина всех претерпеваемых ими бедствий — повиновение власти и что русским людям предстоит одно из двух: или перестать быть разумными, свободными существами или перестать повиноваться правительству.
И то же самое, если и не видят теперь из-за суеты своей жизни и обмана самоуправления, то очень скоро увидят народы Европы и Америки. Участие в насилии правительств больших государств, которое они называют свободой, привело и ведёт их к всё большему рабству и к бедствиям, вытекающим из этого рабства. Увеличивающиеся же бедствия неизбежно приведут их к единственному средству избавления от них: прекращению повиновения правительствам и, вследствие прекращения повиновения правительствам, уничтожению государственных насильнических соединений.

Для того чтобы совершился этот великий переворот, нужно только, чтобы люди поняли, что государство, отечество есть фикция, а жизнь и истинная свобода есть реальность: и что поэтому не жизнью и свободой надо жертвовать для искусственного соединения, называемого государством, а ради истинной жизни и свободы — освободиться от суеверия государства и вытекающего из него преступного повиновения людям.

 В этом изменении отношения людей к государству и власти — конец старого и начало нового века.

 ========================

ДВЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВЕРСИИ ИСТОРИИ УЛЬЯ С ЛУБОЧНОЙ КРЫШКОЙ

ССЫЛКА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ АУДИОЗАПИСИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:



КОММЕНТАРИЙ:

   Предполагаемое время написания -- конец 1888 г. Произведение не было окончено и отделано Л.Н. Толстым.
  Тема: паразитическое положение правительства и богатых классов в отношении трудящегося народа, при полнейшей уверенности паразитов, что они-то -- незаменимы в народной жизни в их "руководящей" и эксплуататорской и захребётной роли...
   В образах пчёл и трутней -- без труда угадываются, с одной стороны, честные и добрые люди трудящегося народа России, с другой -- правительственная, чиновно-бюрократическая, собственническая и интеллигентская сволочь, пользующаяся трудами народа, отбирая его у трудящихся и обманывая их и себя обманом своей "необходимости" как "работодателей", "организаторов", "распорядителей", "консультантов" и т.п. 
   Улей с лубочной крышкой, таким образом, -- это истинная, народная Россия, превращённая нетрудящейся, склонной к халяве, дармоедству, ограблению и насилию сволочью -- в пресловутое "государство Российское", источник бесконечной халявы для таких, как они. И народу не миновать -- разрушить, но не улей, истинную свою, народную, Россию, а -- это насильническое и эксплуататорское устройство, именуемое то Российской империей, то Советским Союзом, то Российской федерацией...
 
=======
 

ССЫЛКА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ СТАТЬИ: 

Л.Н. Толстой - Неделание (статья 1893 г.).mp3 — Яндекс.Диск

КОММЕНТАРИЙ: 

  Одна из самых непонятых и жестоко высмеянных статей Толстого, объявленная призывом к пассивности, богоискательству и отказу от прогресса. Протекцией влиятельного знакомого Толстого, А.Ф. Кони, статью удалось опубликовать в России уже в 1893 году, после чего цензурный запрет сохранялся до 1907 года.
В 1893 году Э.Смит, редактор, прислал Толстому вырезки из французских газет, среди которых были высказывания двух французских писателей: публичная речь Э. Золя с призывом к молодёжи усилить общественную внешнюю активность в труде и учёбе, и письмо А. Дюма. Последнее, с точки зрения Толстого, оппонировало речи Золя и было ближе к истине. Оно оказалось созвучным размышлениям самого Толстого о христианском жизнепонимании и причинах, мешающих его утверждению. Среди них, по мысли Толстого, высказанной им ещё в "Христианском учении", - суеверие внешнего устроительства в ущерб внутреннему, сущностному преображению человека, суеверие "социального (научного, промышленного, военного, культурного и пр.) прогресса", могущего, благодаря кипучей деятельности, решить проблемы человечества. Это суеверие, уводящее молодых в сторону от настоящей борьбы, направленной на себя, в сферу самодовольства и буржуазной гордыни "успешных", Толстой уловил в речи Золя.Золя усыпляет и советует не меняться, а менять жизнь вокруг себя, Дюма же - будит, пророчески ставя исполнение христианских заповедей условиями выживания и настоящего прогресса человечества.

Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0