menu
person
  Здесь находятся ссылки для скачивания аудиозаписей и комментарии следующих сочинений Л.Н. Толстого:
   1) Обращение к русским людям: к правительству, революционерам и народу (1905);
    2) К рабочему народу (1902);
    3) Славянскому съезду в Софии (1910);
    4) Единая заповедь;
    5) Любите друг друга;
    6) Верьте себе;
    7) Благо любви;
    8) Не могу молчать (1908);
    9) Смертная казнь и христианство (1909).
 
1) ОБРАЩЕНИЕ К РУССКИМ ЛЮДЯМ: к правительству,
революционерам и народу.
  Статья-обращение, написанная Л.Н. Толстым в ощущении своей обязанности перед Богом: хоть как-то утишить, умерить вакханалию насилия Российской революции 1905 г. Пожалуй, центральный образ статьи: правительство и революционеры, грызущиеся между собой, как два вредных паразита на народном теле. И те, и другие думают не о народе, а о выгодах и власти, и им надо признать это, покаяться перед народом и прекратить обманывать его. Народу же, пока идёт эта грызня, надо не втягиваться в неё, не подчиняться ни революционерам, ни, главное, правительству, а брать на себя инициативу настоящей, победной, народной революции: религиозного ненасильственного освобождения от государства и эксплуататоров.

С   К   А   Ч   А   Т   Ь:

Толстой Л.Н. Обращение к русским людям: к правительству, революционерам и народу.mp3 — Яндекс.Диск
=====
2) К РАБОЧЕМУ НАРОДУ (обращение) 
    Очень своевременное (1902 год), но, к сожалению, не услышанное обращение Толстого к рабочему народу. Отрывок. 


Tolstoy_L_N_K rabocemu narodu (otrivok).mp3 — Яндекс.Диск
 
==========
 
3) Письмо СЛАВЯНСКОМУ СЪЕЗДУ В СОФИИ (1910)  

ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ:

Толстой Л.Н. Славянскому съезду в Софии (1910).mp3 — Яндекс.Диск

КОММЕНТАРИЙ:

  
В июне 
1910 г. Л.Н. Толстой получил приглашение Комитета по устройству Славянского съезда в Софии прибыть на съезд к 24 июня. В особом приложенном к приглашению письме, с одной стороны, следовали уверения в том, что съезд носит "культурно-экономический" характер и совершенно чужд политике, но с другой — особо подчёркивалась символика места проведения съезда: "в столице маленького обновлённого болгарского царства, освобождённого великой Россией благодаря Славянской Идее"...
   Прочитав такое, Толстой сразу решил было не только не ехать, но и не отвечать на приглашение. Своему домашнему доктору и помощнику, словаку Душану Маковицкому он поручил отписаться ответом кратко и стереотипно, в духе: "Единственное благотворное только религиозное". По настоянию Маковицкого, он всё-таки пишет краткий и очень резкий ответ, который Маковицкому пришлось несколько смягчить.

    Особое внимание привлекли (и до сих пор привлекают) заключительные строки. Толстому пеняли, что здесь он "повторяет" Герцена, который, дескать, тоже говорил, что его идеалы впервые будут осуществлены славянами. Толстой же настаивал, что это у него просто "учтивая фраза", дабы "красиво" закруглить отписку... 
  Берём на себя смелость утверждать, что это не так. Достаточно сопоставить идею славянской миссии религиозного единения человечества, высказанную в письме съезду с ранее (в 
1906 г.) высказанными Толстым идеями "русской революции": ненасильственного религиозного освобождения трудящихся от повиновения правительствам и эксплуататорам и единения их на основе совсем иных условий хозяйствования и взаимоотношений (по сути - построения иной "цивилизации", к которой мало будет подходить само это слово, ибо не будет государств, границ, крепостей, городов, вооружений и войн, а будут свободные самоуправляющиеся общины и "мирное общение народов с народами"). По-моему, сходство не случайное. Уж тут никак нельзя говорить об "учтивой" фигуре речи: текст статьи весьма "неучтив" ко всем, и русским , и славянским, и прочим правительствам и державным патриотам... Утопии "славянской идеи" -- Толстой противопоставляет идею христианскую, единения и любовной, братской жизни не на кровной, племенной, национальной, а -- на единственно прочной религиозной основе общего жизнепонимания. Братство по морали и этике, причём -- религиозно обоснованным... Странно, что именно толстовские предложения полюбили называть утопией, тогда как славянские и прочие националистические обманки мнимого или непрочного "единения" -- до сих пор привлекают толпы эмоциональных поклонников...
  Письмо "Славянскому съезду в Софии" было впервые напечатано в один день, 29 июня 1910 года, в газетах "Современное слово" и "Утро России".

=========

4) ЕДИНАЯ ЗАПОВЕДЬ

 5) ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА

6) ВЕРЬТЕ СЕБЕ

7) БЛАГО ЛЮБВИ.

   Среди образов, встречающихся в Дневнике и статьях Льва Николаевича -- часто повторяется особенно милый сердцу его образ старца апостола Иоанна, в глубокой старости повторявшего и повторявшего каждый день окружающим его одну и ту же просьбу: "Братья! Любите друг друга!.."
    Таким предстал современникам и единомышленникам во Христе -- и сам Толстой, и в повседневной своей жизни, и в писаниях: старец, проповедающий один для всех путь спасения и жизни, одну великую заповедь...
С   К   А   Ч   А   Т   Ь:
1) Единая заповедь
Толстой Л.Н. Единая заповедь.mp3 — Яндекс.Диск 


2) Любите друг друга
Толстой Л.Н. Любите друг друга.mp3 — Яндекс.Диск

3) Верьте себе
Толстой Л.Н. Верьте себе.mp3 — Яндекс.Диск

4) Благо любви
Толстой Л.Н. Благо любви.mp3 — Яндекс.Диск
 
=========
8) НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ (1908)
9) СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И ХРИСТИАНСТВО (1909)   

 "НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ" (1908)

   Быть может, самое знаменитое по сей день публицистическое выступление Л.Н. Толстого, называемое также "манифестом" писателя против смертных казней и их извечных оправданий необходимостью "общественного спокойствия" и "блага". Создано в мае-июне
1908 г.
   Стоит подчеркнуть, что основной пафос статьи -- не "обличение", как любили трактовать в советское время, "царизма" и "столыпинщины" как таковых (недаром Толстой из окончательного варианта статьи убрал имена Николая II и Столыпина), а протест против самого, развращающего христианское сознание, оправдания смертных казней благом общества и сочетания их и такого, древнего как сам мир, языческого, их оправдания, с якобы исповедуемым всеми христианским учением. Это - мерзкая ложь, ложь уже новой, буржуазной, научившейся манипулировать символами, ценностями и смыслами массового сознания буржуазной идеологии, и Толстой справедливо обличает её:


    "Все те гадости, которые вы <российское правительство. - Р.А.> делаете, вы делаете для себя, для своих корыстных, честолюбивых, тщеславных, мстительных личных целей, для того чтобы самим пожить ещё немножко в том развращении, в котором вы живёте..."

   Полный текст статьи также не мог выйти в России до 1917 года. Попытки либеральных газет "Русские ведомости", "Речь", "Слово" и др. опубликовать отрывки привели к штрафам и новым репрессиям...

  ~~~~~~~

    "СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И ХРИСТИАНСТВО" (1909-1910 гг.) 


- отклик Л.Н. Толстого на "частный случай" применения манипулятивного идеологического обмана для оправдания политики правительства, к которому прибег А.А. Столыпин, родной брат премьера П.А. Столыпина, "отыскавший" оправдание для смертных казней... в Евангелии, в словах Христа!

   Обличенный Л.Н. Толстым "богословский" финт Столыпина -- весьма и весьма похож на такие же финты теперешних лицемеров и обманщиков, адептов и прислужников лжехристианского "православия", фактически оправдывающих в путинской России и травлю нежелательных людей, и насилие, и неравенство, эксплуатацию человека человеком. За смертную казнь они весело и дружно не высказываются только потому, что не отдана команда "сверху"... Зато обманутые и оставленные ими без Христа, без веры люди -- массово сделались в наше время и сторонниками, и даже, в ряде случаев, самосудными исполнителями самых жестоких расправ.
     1) Не могу молчать:
Л.Н. Толстой - Не могу молчать (1908).mp3 — Яндекс.Диск

2) Смертная казнь и христианство:

Толстой Л.Н. Смертная казнь и христианство.mp3 — Яндекс.Диск