menu
person

 РЕЛИГИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ

relig_i_nrav     Озвучил и выложил статью Льва Николаевича 1893 года "Религия и нравственность".
    В ней получили определения выведенные в заголовке понятия, обоснована невозможность нравственной жизни без религиозной основы, и, -- пожалуй, главное, -- развита одна важнейших для понимания мировоззрения "зрелого" Толстого и несостоятельности целого ряда спекуляций вокруг него, бытующих по сей день -- КОНЦЕПЦИЯ "ТРЁХ ЖИЗНЕПОНИМАНИЙ": своего рода духовно-нравственного прогресса человечества к всемирно-божескому, высшему, пониманию жизни, нашедшему первое в человеческой истории и полнейшее и на сей день выражение в учении Христа в его истинном значении.


Вот как бы я выразил тезисно основные идеи статьи:


Любая религия, в самом широком определении, есть выражение того или иного отношения человека к миру и своей жизни, связывающее его с бесконечностью и Богом и дающее ему нравственное руководство. Без религии нет нравственности;
Отношений к миру, пониманий жизни только три: первобытное личное, языческое общественно-государственное и высшее, всемирно-Божеское, христианское;
Христианское жизнепонимание несовместимо ни с насилием, ни с повиновением ему, признанием правительств, государственной службой и пр. Для истинного христианина это - пройденный этап языческого жизнепонимания.

                                    ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

    Статья была написана в ответ на полученное Толстым в августе письмо с вопросами от берлинского проф. Гижицкого, и отослана ему для публикации в его журнале "За этическую культуру". В России статью удалось опубликовать в январском 1894г. номере журнала "Северный вестник" (под изменённым "маскирующим" заголовком: "Противоречия эмпирической нравственности"), после чего замешкавшиеся было чинуши Главного управления по делам печати всё-таки удосужились статью процензурировать - и пришли в ужас и ярость. Последовал запрет на отдельное издание в России, которое удалось осуществить только в 1908 году.


С К А Ч А Т Ь :
(Файл mp3, 33,3 Мб, 64 квps)

Толстой Л.Н. Религия и нравственность.mp3 — Яндекс.Диск 

ПРИЯТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ!

 

============
 
ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ

 

Христианское учение

    Статья "Христианское учение" создавалась Л.Н. Толстым в 1894 - 1896 гг. и была первоначально задумана в катехизической форме: вопросов и ответов об учении Христа. Постепенно, однако, Толстой расширял аргументацию своих ответов и их общее количество, что потребовало посвятить каждому их них отдельную главу в статье (всего 64 + Предисловие).
    Лев Николаевич особо заботился о ясности, простоте изложения, доступности "Христианского учения" пониманию ребёнка и дворника, т.е. любого обычного человека (кроме, конечно, намеренно не желающих понимать Христа, подменив в своём сознании его учение лжеучением "своей" церкви!).
   Однако важный недостаток применительно к аудиоверсии текст имеет: внутри всех 64 глав Толстой сохранил ещё мелкую разбивку на параграфы, облегчающую ЧИТАЮЩЕМУ С БУМАЖНЫХ СТРАНИЦ (ну, или современной эл. книги) пошаговое "освоение" и без того максимально упрощённого учительно-дидактического текста статьи. Но при ЧТЕНИИ ВСЛУХ НА МИКРОФОН, имея в виду потенциального слушателя -- нумерацию параграфов пришлось опустить, так как постоянное прерывание (часто на середине мысли, предложения) чтецом мысли автора для называния следующей цифры параграфа -- только помешает такому слушателю, будет сбивать его. Других изменений или сокращений при чтении не делалось.
Книга создавалась для чтения, но -- увы! -- где её и сегодня можно прочесть?.. При жизни Толстого попыток легально издать её в России -- даже не предпринималось, за последующие 100 лет было несколько изданий мизерными тиражами...
    Абсолютная библиографическая редкость. Думаю, данная аудиоверсия не будет лишней.
    За основу для аудиоверсии был взят текст в т. 39 Полного собр. соч Л.Н. Толстого в 90 тт.


С К А Ч А Т Ь:
(94,8 Мб, 9 файлов mp3, 64 kbs, качество записи и чтения - любительские)


Толстой Л.Н. Христианское учение.rar — Яндекс.Диск

ПРИЯТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ, РАДОСТНЫХ ОТКРЫТИЙ!
 
==============
 
О ЗНАЧЕНИИ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
С К А Ч А Т Ь аудиозапись статьи:
(архив, 98,8 Мб, битрейт 96 Кбс)

Толстой Л.Н. О значении русской революции.rar — Яндекс.Диск

Комментарий.
~**~**~**~**~**~**~**~**~**~**~**~**~**~**~
И СНОВА О ЗНАЧЕНИИ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
И УКРАИНСКОЙ "ЕВРОИНТЕГРАЦИИ",
или: "Куда ж тебя, дуру, понесло?! Дай ответ!"
~**~**~**~**~**~**~**~**~**~**~**~**~**~**~
О значении русской революции   
Так как уже с наслаждением видел возмущённую реакцию и неприязнь к идеям этой статьи и моей её популяризации в среде современных российских и украинских не только откровенных националистов, но даже и как-бы-толстовцев (у которых, с началом известных киевских событий сквозь всё их напускное толстовство-вегетарианство прорезался самый убогий, зоологический, внушённый им воспитывающей, и развратившей их, средой, державный патриотизм) — с удовольствием и смаком повторю.
   В 1906 году, когда Лев Николаевич писал данную замечательную статью, ещё не было такого ублюдочного, выморочного и странного политического образования, как "независимая Украина", а была — единая Российская империя.
   Оттого, говоря в статье о цивилизационном выборе России и её "восточных народов", включая "русский народ", путях развития и необходимом характере Русской Революции, Толстой имеет в виду не теперешнюю, скажем, ельцинско-путинскую Россию и только её этническое русское население, но и — так или иначе — всё трудовое население империи, не только даже славянское и христианское по вероисповеданию, но всех, способных понять и разделить, применить в социальной практике научение высшего религиозного жизнепонимания (Толстой называл его и христианским, но имел в виду не церковь и "православие", а евангельское учение Христа как учение, в котором это жизнепонимание выразилось с наибольшей ясностью и полнотой).
    Это ясно? Тогда идём далее...
    Это высшее откровение — о необходимости следования человеку в мире не учению мира и воле правительственных людей, а учению и воле Бога; закону любви, а не насилия; единения, а не разделения и вражды.
    Разделение людей, вер, народов — зло для разделённых и нарушение воли Отца — хотя, без сомнения, выгодно манипуляторам и обманщикам людей и народов для их корыстных и властолюбивых целей.
     И жизнь в этом религиозном понимании жизни несовместима ни с таким разделением, ни, напротив, с диктуемыми языческим, низшим, жизнепониманием объединениями государственного типа, военными, имперскими, — такими как Украина или современная путинская Россия. 
     Люди-христиане, носители такого жизнепонимания, не могут ни повиноваться никакой человеческой власти, ни бороться с нею насилием, ни чего-то требовать и ждать от неё или от богатых эксплуататорских элит, собственных или иного государства, — как поступают теперь наивные, обманывающие себя обитатели современной "евроинтегрирующейся" Украины.
     Естественный для таких людей образ жизни — общинный, в единении с природой, не в городах, и для большинства — земледельческий. 
     Внимательно, прошу, послушайте последние главы статьи Толстого "О значении русской революции", особенно 15 и 16, где Лев Николаевич рисует картину такого, альтернативного теперешнему, жизнеустройства трудящихся. Давайте не спешить с выводами об "утопичности" этой картины.

"Почему... не представить себе людей целомудренных, борющихся со своими похотями, живущих в любовном общении с соседями среди плодородных полей, садов, лесов, с прирученными сытыми друзьями-животными, только с той против теперешнего их состояния разницей, что они не признают землю ничьей собственностью, ни самих себя принадлежащими какому-либо государству, не платят никому ни податей, ни налогов и не готовятся к войне и ни с кем не воюют, а, напротив, всё больше и больше мирно общаются народы с народами?"

Действительно: почему бы не представить? И не осуществить когда-нибудь -- настоящей революцией, без насилия?


И второй важнейшей идеей статьи "О значении русской революции" — является идея неприемлемости для всех "восточных народов" России, включая русских и украинцев, европейского цивилизационного пути, европейских мышления и образа жизни, необходимость найти свой путь, видя отрицательные результаты европейских народов и учась на их опыте.
    Ни Россия современная, ни Украина — не учатся. Хотя, кажется, и видят, но... уж слишком завлекательна заманка! Оттого — учатся не тому, чему учат и вера, и история, а тому, чему хочется.
   "...Закон не писан, а если писан — то не понят, а если понят, то не так" - это про обитателей России и Украины теперешних пословица... с их евро-выбором...
    Как собственные правительства украинского и русского народов заманили в XX веке, в пору СССР, большинство земледельческого населения в города и отучили, методом "кнута и пряника", от самого представления о сельском труде как самом свободном и привлекательном, так теперь сознание обоих народов отравлено и навязанной им, внушённой взаимной неприязнью, недоверием, и всеми привычками, модами, суевериями городского евро-американского паразита, не замечающего, как за свою уютную паразитическую жизнь он расплачивается огромной, и всё нарастающей, несвободой — и от "своих", и от иностранных власть имущих...
    Выбор народами России ложного пути "западных народов", отказ от безгосударственной и ненасильственной, религиозной и общинной трудовой жизни на земле — будет означать, по мнению Толстого, то, что русский, украинский и другие народы будут втянуты в заведомо безвыигрышную для них конкурентную борьбу на всех уровнях, разрушительный образ жизни, в котором выиграют только европейские манипуляторы, роль же передового и сильнейшего среди "восточных народов" НАВСЕГДА будет упущена русскими в пользу некоего другого, "более сильного и многочисленного" (китайцы?), восточного народа.
    Я бы не сказал, что хоть в какой-то из освещённых частей рисуемая в статье картина устарела или стала хоть не более, а менее актуальной. С прочим — предлагаю познакомиться самостоятельно. Ссылка вверху, откуда скачать...
ПРИЯТНОГО (И ПОЛЕЗНОГО!) ПРОСЛУШИВАНИЯ !

==================

1. О БЕЗУМИИ

2. О СОЦИАЛИЗМЕ


1. О БЕЗУМИИ
~~~~~~~~~~~~`
Трагические события семейной жизни отбирали у Льва Николаевича в последние годы жизни не только здоровье и силы, но и время для писательской работы. В итоге ряд его идейно глубочайших и актуальнейших публицистических сочинений, звучащих теперь как сбывшиеся пророчества и завещания и 20-му веку, и нам, не был завершён им при жизни и своевременно опубликован... 
    Толстой не мог не заинтересоваться проблемой безумия вообще и в частности -- этическими и религиозными аспектами отношения к этому социальному бедствию.
    Проблему безумия Толстовй выводит из узко-медицинских рамок на уровень экзистенциально-философский, относя к "безумию" и те явления, которые его современники склонялись воспринимать иначе.
  Безумие, выливающееся в газеты (как в наши дни - на ТВ и в интернет) - лишь отражение того безумия, которое прежде зарождается в головах, а посредством СМИ - только размазывается по умам, поражая, как заразительная болезнь, всё новые жертвы. Общие черты безумия, как отмечает Толстой - эгоизм и насилие, обращаемые и на себя, и на других, фундамент же — отсутствие веры, религиозного смысла жизни и отрицание самой их необходимости и возможности.
 Наблюдая прогрессирующее заболевание у своей жены, Толстой в 1910 году всерьёз заинтересовался темой безумия, посетил несколько лечебниц для сумасшедших, прочитал специальную литературу. Вывод его был тот, что безумие не исчерпывается признанными клиническими формами расстройств. В широком смысле, в смысле душевного расстройства, оно - массово, и проявляется не только самоубийствами, но и различнейшими идеями, ведущими людей и к самоубийствам, и к другим насилиям: войне, революции. Это и идеи правительственных людей о внешнем устроительства жизни, реформах, "модернизационных" преобразованях над миллионами людей (примеры есть и в давней истории страны, времён Толстого, и не в столь отдалённой: Александр II, Столыпин, Сталин, Ельцин, Путин...), усилении военной мощи государства, гонке вооружений, казнях и наказаниях для противников власти, и пр. Это и идеи любых "оппозиций" правительству, включая революционную, желающих творить то же насилие, но ради воплощения своих видений и прожектов...

=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=

2) О СОЦИАЛИЗМЕ
~~~~~~~~~~~~~~~~~`
О частном случае безумия как неизбежного итога торжества безбожного сознания: идеях революционного социалистического переустройства общества, включающего в себя истребление или подавление "классовых врагов" трудящихся и устроительства жизни на заранее просчитанных "теоретиками", справедливых, началах.
  Прозвучавшее в этой статье пророчество Толстого о безумии и бессмысленности попыток насилием бороться с насилием и насилием же пытаться водворить счастье и справедливость в общественной жизни не было услышано. И причина не только в том, что эта статья, как и статья "О безумии" были впервые напечатаны только в 1937г. (в "закрытом", для специалистов, Юбилейном собрании сочинений), когда было уже слишком поздно... Нет! главная причина в том, что Толстого НЕ ХОТЕЛИ слышать все те, кто верил в насилие как панацею, как метод решения общественных проблем: и монархисты, и патриоты-националисты, и революционеры-социалисты.
    Как и сейчас не хотят... всё те же грабли -- у одних имперские, у других "оппозиционные", революционные, бунташные, болотно-майданные...
      Именно это, нам представляется, особо примечательно и важно, -- что, даже умывшись кровью в 20 веке за эту свою принципиальную "глухоту", заплатив непомерную цену за так и не осуществлённый социалистический прожект (который и не мог осуществиться насилием власти, без Бога и личного совершенствования каждого), современная Россия по-прежнему едва ли слышит Толстого... Не "не может" или как-то что-то не понимает, а -- всё понимая и чуя обличительную правду -- НЕ ХОЧЕТ. Барьер невосприятия.
    Звучащее в конце статьи завещание Толстого "молодёжи 20 века" прочитано и осмыслено только через столетие, молодёжью уже века 21-го, в лице лучших её представителей, принявших на свои плечи итог безумия современников Толстого: всё те же нерешённые социальные вопросы, неравенство, эксплуатацию, насилие, безверие (при внешнем церковном обрядоверии) и озлобление в массах... 
 Не наступать бы нам на те же, выше помянутые, грабельки... но, похоже, - наступим: то ложное и лживое, сочинённое о Толстом, за что его принято было хвалить дежурными фразами в СССР (дескать, отринул с "православием" и Бога и, как "богоборец", проповедовал социализм, вёл Россию к революции), стало, с крушением "советской" идеологии, основанием для такого же лживого "ниспровержения" и очернительства Толстого, поставления его рядом с "экстремистами" и "богоборцами"... 


С К А Ч А Т Ь:

1) Статья Л.Н. Толстого "О безумии":


Толстой Л.Н. О БЕЗУМИИ.mp3 — Яндекс.Диск

2) Статья Л.Н. Толстого "О социализме":

Толстой Л.Н. О СОЦИАЛИЗМЕ (1910).mp3 — Яндекс.Диск

(Качество аудиозаписей -- домашнее, любительское)

ПРИЯТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ,
РАДОСТНЫХ ОТКРЫТИЙ!

============================
 
   ТАК ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ ?  

     Ранний социально-обличительный, экономический и религиозный трактат Толстого-христианина (т.е. -- начиная с времени религиозного перелома в его сознании). 

    Лев Николаевич начал работать над трактатом сразу после окончания московской переписи населения 23 - 25 января 1882 года, в которой он принимал активнейшее участие, а закончил работу -- около 14 февраля 1886 г. До 1906 года все попытки издать трактат в России в полном виде пресекались цензурой. За границей, в Женеве, статья выходила так же в искажённом, урезанном виде и с произвольно изменёнными редакторами названиями: "Какова моя жизнь?" (видимо, по аналогии с предшествующей нашумевшей книгой Л.Н. Толстого "В чём моя вера?"), а в России -- с "маскирующим" названием "Мысли, вызванные переписью" -- только в малодоступном для народа многотомном и дорогом Собрании сочинений Толстого, в 12-м томе. В 1906 году, в условиях первой Российской революции, статья наконец-то была издана полностью -- в издании толстовского книгоиздательства "Посредник".
  Жанровая принадлежность трактата -- сложна. Это и исповедь (как бы продолжение уже известной толстовской "Исповеди", но с покаянием не только от своего имени, но и от имени своего паразитического, дармоедского на шее народа, сословия), и мемуары, и религиозно-философская, и социально-обличительная книга, и теоретико-экономический трактат...
  Призывы Толстого "слезть с шеи народа" -- нашли своеобразный отклик, хотя и не у тех, к кому обращались. Молодые, как правило не богатые, жители городов пытались обзаводиться земледельческими хозяйствами, сколачивать "коммуны" -- которые, однако, довольно быстро разваливались... Причиной стала однобокость в понимании христианского призыва Льва Николаевича. В статье нет указания именно на создание коммун, а земледельческий труд, хоть и идеализирован, но не признаётся единственной сферой трудовой деятельности человека. Посыл автора был в ином: где бы ни жил -- в городе ли, на селе -- стараться жить доброй жизнью, не нарушая любви к людям (ибо в этом -- основа проповедания Христа, а значит -- воля Бога). А для этого -- е быть эксплуататором, не жить на чужой счёт, стараться самому исполнять для себя побольше работ, а не пользоваться трудами других, -- в том числе и в виде приобретённых эксплуатацией, махинациями и другими нетрудовыми путями денег.
Вот пример, пусть и довольно схематичного, "наброска" Толстым образа жизни труженика в научении о "четырёх упряжках":

 

  "Мне представилось дело так: день всякого человека самой пищей разделяется на 4 части, или 4 упряжки, как называют это мужики:
1) до завтрака,
2) от завтрака до обеда,
3) от обеда до полдника,
4) от полдника до вечера.
    Деятельность человека, в которой он, по самому существу своему, чувствует потребность, тоже разделяется на 4 рода:
1) деятельность мускульной силы, работа рук, ног, плеч и спины — тяжёлый труд, от которого вспотеешь; 
2) деятельность пальцев и кисти рук, деятельность ловкости, мастерства;
3) деятельность ума и воображения;
4) деятельность общения с другими людьми.

 Блага, которыми пользуется человек, также разделяются на 4 рода. Всякий человек пользуется, во-первых, произведениями тяжёлого труда, хлебом, скотиной, постройками, колодцами, прудами, и т.п.; во-вторых, деятельностью ремесленного труда: одеждой, сапогами, утварью и т.п.; в-третьих, произведениями умственной деятельности наук, искусства и, в четвёртых, установленным общением между людьми.
  И мне представилось, что лучше всего бы было чередовать занятия дня так, чтобы упражнять все четыре способности человека и самому производить все те четыре рода блага, которыми пользуются люди, так, чтобы одна часть дня — первая упряжка — была посвящена тяжёлому труду, другая — умственному, третья — ремесленному и четвёртая — общению с людьми.
   Мне представилось, что тогда только уничтожится то ложное разделение труда, которое существует в нашем обществе, и установится то справедливое разделение труда, которое не нарушает счастия человека".


     (Подчеркну, что это именно набросок, а не предлагаемая готовая модель, которую можно облегчённо и радостно заклеймить "утопией". У Льва вообще ничего не надо спешить облегчённо подводить под прокрустово ложе своих, принятых сызмальства на веру схем. Надо читать, думать, достраивать, прикидывать, и -- рушить, рушить эти примитивизирующие схемы!


        
В АУДИОВАРИАНТЕ ЭТА КНИГА --
           ВПЕРВЫЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ !

                    С С Ы Л К А   Д Л Я   С К А Ч И В А Н И Я :
   (Архив, 28 ФАЙЛОВ мр3, 312 МБ, качество - 64 кbs, запись сделана в домашних условиях, первоначально -- без редактирования, не для распространения, после была немного редактирована: убраны шумы и выровнена громкость)

Толстой Л.Н. Так что же нам делать.rar — Яндекс.Диск

 ===================
СОЛДАТСКАЯ ПАМЯТКА / ОФИЦЕРСКАЯ ПАМЯТКА  

                     СОЛДАТСКАЯ СЛУЖБА ЕСТЬ -- РАБСТВО.
                          ОФИЦЕРСКАЯ СЛУЖБА ЕСТЬ -- ПОДЛОСТЬ.


   
И эти высокие истины останутся истинами, сколько ни будут над их смыслом возмущаться наивные обитатели тех или иных государств, с детства, т.е. с возраста, податливого ко всяким, истинным и ложным, внушениям, выращенные в идеях "любви к родине" (на место которой в их сознании усилиями обманщиков поставляется государство), "необходимости" и "полезности" правительств, государств с их границами, флагами, войсками и пр. атрибутами, "долга" перед этой самой родиной, который надо оплатить обязательно, если ты из ПРОСТЫХ, не "элитарных" обитателей гостерритории, не имеешь особых привилегий и возможностей, и, значит, и "задолжал" (казалось бы...) меньше других. Но -- нет! именно ты, по закону срамного козёльчика (того, который -- "козёл отпущения"), должен лет этак... в 18-ть, хочешь не хочешь, загнуться раком и подставить сраку маме "родине", которая вдруг оказывается уже не заботливой (пусть и брехливой, казённая сучка...) мамой, и даже не тётей, а -- дядей, и вставляет тебе по самые гланды... хорошо, если не в горячей точке... Всё! тобой попользовались! можешь и сдохнуть -- особо ты больше не нужен, исключая репродукцию и воспитание таких же рабов -- нового поколения... Вспоминай потом до конца дней, приукрашай, мифологизируй, облагороживай, героизируй своё рабство... расти ещё одно поколение, своих детей, в этой лжи!

     Нельзя было бы тысячи лет так легко обманывать целые поколения, если бы -- не атавистические влечения человечьей природы: инстинкты сбивания в стаи, мечения границ "своей" и не "своей" территории, оборонительной агрессии, да столь же атавистические фобии, да доверчивость, да продажность... Всё это намеренно культивируется и разжигается в головах простецов правительствами через обманутых и подкупленных старших -- навязывается детям т.н. "патриотическим воспитанием" (одурением и развращением).

    Зачем задорого покупать военных нижних чинов, как покупаются и оплачиваются чиновники штатской службы?
   Это на войну, да на "закрома родины", заседающие в чиновничьих и депутатских креслицах  -- можно не жалеть средств, разорить собственное население...
   А вот на солдатиках -- грех не сэкономить!.. Патриотические идейки, впитанные детскими мозгами -- очень помогают... хотя и не для одного этого они нужны: повседневное послушание власти эксплуататоров, обманщиков и насильников, "легитимность" её в глазах простецов -- тоже хорошо... Но войско подешевле и попослушнее -- главная, многовековая мечта всех государей.

       Сделаться солдатом -- значит довести своё положение жертвы этого обмана до конца.
  Сделаться офицером -- значит продаться правительству, за звания и подачки, надсмотрщиком рабьего стада и верховным убийцей над сермяжьими кодлами правительственных убийц.

     Предел солдатского рабства -- необходимость убийства по приказу всех лиц, кого прикажет убивать, как "врагов", правительство.
   Предел офицерской подлости -- распоряжение такими делами правительств, принуждение солдат к деланию их и наказание всех "неисправных" и отказывающихся убивать по приказам.


        * * * * *


    Написание Толстым "Солдатской памятки" стало ответом на лживо-патриотическую, циническую в своих апелляциях к Богу, якобы "благословляющему" солдатство, памятку генерала Драгомирова, получившую в 1890-е годы распространение в солдатских казармах.
    "Солдатская памятка" была написана в 1901-м году, однако до 1917 года, по цензурным условиям, могла публиковаться лишь в нелегальных изданиях и за границей. Немногим больше повезло "Офицерской памятке": написанная в 1902-м году, она была единственный раз в царской России пропущена цензурой в издании 1906 года издательства "Обновление".

   Предлагаемые аудиозаписи -- почти что первая попытка аудиоиздания обоих "Памяток" Л.Н. Толстого. До нас это было сделано только в отношении "Солдатской памятки", прочитанной, однако, с большими купюрами. 


     Качество обеих записей -- домашнее любительское.

С К А Ч А Т Ь:

1) Солдатская памятка, mp3:

Л.Н. Толстой. - СОЛДАТСКАЯ ПАМЯТКА..mp3 — Яндекс.Диск


2) Офицерская памятка, mp3:

Толстой Л.Н. Офицерская Памятка.mp3 — Яндекс.Диск

 ================