КОММЕНТАРИЙ:
Дневник Льва Николаевича Толстого -- очень своеобразная по форме и чрезвычайно важная по содержанию часть литературного наследия писателя.
Первую запись в Дневнике Толстой, тогда студент Казанского университета, сделал в марте 1847 г., последнюю -- за четыря дня до ухода из известной нам жизни -- 3 ноября 1910 г. Даже сравнив эти две записи: первая -- начинающаяся с признания в похотливом увлечении девками и заболевании от этого гонореей, последние, 1910 г. -- глубокие суждения о вере, о Боге, о жизни, -- можно видеть, какой огромный, не понятый и не оценённый по ей день, путь жизни прошёл этот человек: уникальный путь, от жизни "как все", по натоптанным стезям, до пророческого и учительского положения исповедника воскрешённого, очищенного им христианства -- христианства Христа, а не попов и толковников...
Сохранилась 31 подлинная тетрадь с дневниковыми записями Толстого -- в общей сложности 4700 рукописных листов (для сравнения: рукописный фонд романа "Война и мир" -- 5202 листа).
Толстой считал, что дневник помогает человеку сосредоточиться на своих размышлениях о жизни, обязывает к откровенности, к честности с самим собой.
"Писать дневники, как я знаю по опыту, полезно прежде всего для самого пишущего. Здесь всякая фальшь сейчас же тобой чувствуется. Конечно, я говорю о серьёзном отношении к такого рода писанью" (37-38, 439).
Представляемые здесь нами, ВПЕРВЫЕ В АУДИОВЕРСИИ и ВПЕРВЫЕ В СТОЛЬ ПОЛНОЙ, ТЩАТЕЛЬНОЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО, С ПОНИМАНИЕМ И ЛЮБОВЬЮ СДЕЛАННОЙ ВЫБОРКЕ дневниковые записи Л.Н. Толстого последних десятилетий его жизни -- особенно значительны. Современная интеллигентская "толстоведствующая" сволочь путинской России подло повадилась мифотворить в направлении сглаживания остроты конфликта Льва Николаевича с т.н. "православной" церковью -- который, на самом деле, был и остаётся острейшим, непримиримым и разрешимым не паллиативами идеологической лжи или замалчиваний, а только -- приходом всех, считающих себя христианами, от церковных, "православных" и пр., лжеучений, к истинному христианству, возвращённому нам Львом Николаевичем Толстым.
Толстой ПЕРЕЖИЛ (что вышепомянутая идеологически ангажированная сволота ныне часто отрицает или замалчивает) во 2-й половине 1870-х -- начале 1880-х гг. религиозное просветление, обретя высшее, нецерковное, понимание учения Христа -- став истинным, свободным, христианином. И -- обличимл ложь церкви и общественного строя именно с этих новых, христианских, позиций.
Христианское понимание жизни отразилось и в записях его Дневника 1880 - 1910 гг.: очень много появляется религиозных и этических размышлений. Страницы Дневника отражают уже преимущественно не внешнюю, событийно-биографическую канву жизни Толстого-писателя, педагога, мыслителя, общественного деятеля, а -- внутреннюю его, духовную, жизнь.
Многие мысли Лев Николаевич первоначально заносит в свои записные книжки, а по мере накопления их -- уже переносит в Дневник, обрабатывая и уточняя. Среди них -- немало сильных, афористичных мыслей и ярких суждений, лишь некоторые из которых нашли позднее место в художественных и публицистических работах Толстого.
За несколько лет до ухода из известной нам формы бытия в материальных телах, Толстой так говорил о своѣм Дневнике:
"Думал о том, что пишу я в Дневнике не для себя, а для людей, -- преимущественно для тех, которые будут жить, когда меня, телесно, не будет, и что в этом нет ничего дурного. Это то, что, мне думается, от меня требуется".
Толстой надеялся, что издание его записей, "если выпустить из них всё случайное, неясное и излишнее", может быть полезно людям для их нравственного совершенствования и уяснения главных жизненных вопросов.
Именно этими критериями, заданными самим великим писателем, мыслителем, Учителем свободного христианства -- я и руководствуюсь, готовя (ибо работа на сегодня, 16 марта 14 года, продолжается...) своё уникальное издание по Дневнику Л.Н. Толстого.
Примечание 29 ноября 2015 г. В этом же году моя работа над ТЕКСТОМ моей выборки из Дневника Л.Н. Толстого 1881 - 1910 гг (равно как и над озвучкой его в аудио) была прервана появлением в сети интернета нескольких НЕЗАВИСИМЫХ от моей и выполненных хоть и неряшливо, но зато с опережением, выборок из этого же периода. По чужим следам догонять я не привык и ни с кем быть сравниваемым не допускаю. Потому -- оставляю в доступе только более уникальную, но и менее успешную часть моей работы: аудиозаписи. Просто я. Просто читаю. Дневник Толстого. На простой микрофон.
Кому же хочется текста -- отсылаю к Полному собранию сочинений Л.Н. Толстого (там всё, полностью) или -- к менее пакостной, чем другие, выборке болгарского "толстовца" Йордана Йорданова: FB 2
Жаль, что господа нео-"толстовцы" не снизошли до обращения в своей работе к моей или иной профессиональной поддержке. И сами своей цели популяризации не достигли, и у меня отбили желание...
РОМАН АЛТУХОВ.
ССЫЛКИ НА СКАЧИВАНИЕ (rar-архивы):
1) 1881 - 1883 гг.
1. 1881 - 1883 год.rar — Яндекс.Диск
2) 1884 г.
2. 1884 год.rar — Яндекс.Диск
3) 1885 - 1888 гг.
3. 1885-1888 годы.rar — Яндекс.Диск
4) 1889 г.
4. 1889 год.rar — Яндекс.Диск
5) 1890 г.
5. 1890 год.rar — Яндекс.Диск
6) 1891 г.
6. 1891 год.rar — Яндекс.Диск
7) 1892-1894 гг.
7. 1892-1894.rar — Яндекс.Диск
8) 1895 г.
8. 1895.rar — Яндекс.Диск
9) 1896 г.
9. Толстой Л.Н. Дневник. 1896 год.rar — Яндекс.Диск
10) 1897 г.
10. Толстой Л.Н. Дневник 1897 год.rar — Яндекс.Диск
11) 1898 г.
11. Толстой Л.Н. Дневник 1898 год.rar — Яндекс.Диск
12) 1899 - 1900 гг
12. Толстой Л.Н. Дневник 1899-1900 гг.zip — Яндекс.Диск
13) 1901 - 1902 гг.:
13. Толстой Л.Н. Дневник 1901-1902 гг.zip — Яндекс.Диск
14) 1903 г.
14. Толстой Л.Н. Дневник. 1903 год.rar — Яндекс.Диск
15) 15. Толстой Л.Н. Дневник. 1904 г.
...) 1910 год
1910 ГОД.zip — Яндекс.Диск
(Подготовка материала продолжается, добавлю позже -- е.б.ж. Хотелось бы довести до 1910 г.)
ТАК КАК В ТЕКСТОВОМ ВИДЕ ДНЕВНИК ТОЛСТОГО С ПРОШЛОГО ГОДА ДОСТУПЕН В ИНТЕРНЕТЕ ПОЛНОСТЬЮ,
А МОЯ АУДИОНАЧИТКА НЕ ПРИОБРЕЛА ПОПУЛЯРНОСТИ,
ПРОДОЛЖАТЬ НЕ ВИЖУ СМЫСЛА. ЗАПИСЕЙ С 1904 ПО 1909 гг. ЧИТАТЬ НЕ БУДУ. - Р.А. Примечание 6 мая 2015 г.
ПРИЯТНОГО
И
ПОЛЕЗНОГО
ПРОСЛУШИВАНИЯ !